Завершена реставрация иконы «Сень надвратная «Тайная вечеря

0 комментариев

Канун нового 2015 года ознаменовался важным событием в сохранении историко-культурного наследия Кенозерья – в музейный фонд Кенозерского национального парка из реставрации вернулась икона «Сень надвратная «Тайная вечеря». В 2004 году данная икона, находившаяся в аварийном состоянии, поступила в музейный фонд Парка из часовни преподобного Антония Сийского, что на Поромском острове. И только спустя 10 лет икону удалось отреставрировать во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря (г. Москва). Художник-реставратор Ирина Тяпкина в течение года возвращала иконе первоначальный облик. По словам Ирины Тяпкиной, на иконе имелись многочисленные вздутия и отставания паволоки и левкаса вдоль стыка досок, шелушение и мелкие утраты красочного слоя, особенно на ликах святых; на фоне и изображении архитектуры многочисленные темные пятна (возможно, когда-то икона была поражена плесневыми грибами). «Лечение» сложнофигурной иконы заключалось в склейке досок, укреплении паволоки, левкаса и красочного слоя, подведении реставрационного грунта, тонировании реставрационного грунта и потертостей красочного слоя. Один из моментов процесса реставрации иконы «Сень надвратная «Тайная вечеря» запечатлен в сюжете телевидения «Россия 24» http://www.vesti.ru/videos/show/vid/629651/cid/460/# Икона «Сень надвратная «Тайная вечеря» традиционно являлась навершием Царских (Святых) врат – двустворчатых дверей в иконостасе, ведущих в алтарную часть храма и символизирующих собой врата Рая. В Царские врата могут входить только священнослужители и только во время богослужения. Сень надвратная «Тайная вечеря» является символом приобщения верующих к Христу. Сцена Тайной вечери отражает последнюю беседу Христа с учениками и обращение его к Иуде. Поскольку подобная икона не могла быть написана для часовенного иконостаса, так как в часовнях нет алтаря и Царских врат, возникает вопрос о происхождении данного святого образа. По сведениям жителей деревни Поромское, собранным еще в 1980 – 1990-е годы, сень надвратная «Тайная вечеря» находилась в церкви Параскевы Пятницы, построенной в начале 19 века в деревне Измайловской на реке Кене. Видимо, тогда же неизвестным иконописцем были написаны иконы и сень надвратная для церковного иконостаса. Остается загадкой, кто и когда перенес икону «Сень надвратная» в часовню преподобного Антония Сийского деревни Поромское, спрятал от лихих глаз, спас от гибели… «В 2015 году плодотворное сотрудничество Парка и ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря продолжится: Ирина Тяпкина будет реставрировать икону «Чудо Георгия о змие», написанную в 19 веке для Никольской часовни деревни Усть-Поча и включенную в состав музейного фонда Парка. Мы благодарны реставраторам за «лечение» данных аварийных икон из музейного фонда Парка на плановой, то есть безвозмездной основе», – подчеркнула главный хранитель музейного фонда Кенозерского национального парка Анна Анциферова. Канун нового 2015 года ознаменовался важным событием в сохранении историко-культурного наследия Кенозерья – в музейный фонд Кенозерского национального парка из реставрации вернулась икона «Сень надвратная «Тайная вечеря». В 2004 году данная икона, находившаяся в аварийном состоянии, поступила в музейный фонд Парка из часовни преподобного Антония Сийского, что на Поромском острове. И только спустя 10 лет икону удалось отреставрировать во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря (г. Москва). Художник-реставратор Ирина Тяпкина в течение года возвращала иконе первоначальный облик. По словам Ирины Тяпкиной, на иконе имелись многочисленные вздутия и отставания паволоки и левкаса вдоль стыка досок, шелушение и мелкие утраты красочного слоя, особенно на ликах святых; на фоне и изображении архитектуры многочисленные темные пятна (возможно, когда-то икона была поражена плесневыми грибами). «Лечение» сложнофигурной иконы заключалось в склейке досок, укреплении паволоки, левкаса и красочного слоя, подведении реставрационного грунта, тонировании реставрационного грунта и потертостей красочного слоя. Один из моментов процесса реставрации иконы «Сень надвратная «Тайная вечеря» запечатлен в сюжете телевидения «Россия 24» http://www.vesti.ru/videos/show/vid/629651/cid/460/# Икона «Сень надвратная «Тайная вечеря» традиционно являлась навершием Царских (Святых) врат – двустворчатых дверей в иконостасе, ведущих в алтарную часть храма и символизирующих собой врата Рая. В Царские врата могут входить только священнослужители и только во время богослужения. Сень надвратная «Тайная вечеря» является символом приобщения верующих к Христу. Сцена Тайной вечери отражает последнюю беседу Христа с учениками и обращение его к Иуде. Поскольку подобная икона не могла быть написана для часовенного иконостаса, так как в часовнях нет алтаря и Царских врат, возникает вопрос о происхождении данного святого образа. По сведениям жителей деревни Поромское, собранным еще в 1980 – 1990-е годы, сень надвратная «Тайная вечеря» находилась в церкви Параскевы Пятницы, построенной в начале 19 века в деревне Измайловской на реке Кене. Видимо, тогда же неизвестным иконописцем были написаны иконы и сень надвратная для церковного иконостаса. Остается загадкой, кто и когда перенес икону «Сень надвратная» в часовню преподобного Антония Сийского деревни Поромское, спрятал от лихих глаз, спас от гибели… «В 2015 году плодотворное сотрудничество Парка и ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря продолжится: Ирина Тяпкина будет реставрировать икону «Чудо Георгия о змие», написанную в 19 веке для Никольской часовни деревни Усть-Поча и включенную в состав музейного фонда Парка. Мы благодарны реставраторам за «лечение» данных аварийных икон из музейного фонда Парка на плановой, то есть безвозмездной основе», – подчеркнула главный хранитель музейного фонда Кенозерского национального парка Анна Анциферова. 

оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *